ЧТОБЫ
ЖИЛЕЦ ЗНАЛ, ЗА ЧТО ПЛАТИТ
В Палату представителей Национального собрания РБ
продолжают поступать предложения о внесении поправок в законопроект «О защите
прав потребителей коммунальных услуг».
Поправки в проект закона «О защите прав потребителей
коммунальных услуг» направило для рассмотрения в Палату представителей
Городское общественное объединение «Правозащита потребителей».
В проекте предлагается предусмотреть пункт, согласно
которому потребители жилищно-коммунальных услуг вправе направлять
представителей домового совета или органа управления в состав комиссий,
формируемых жилищно-эксплуатационными организациями (исполнителем) по приемке
выполненных работ (оказанных услуг), в тендерные комиссии по выборам
подрядчиков для выполнения работ (оказания услуг) в доме потребителя.
Также предлагается, чтобы исполнитель был обязан информировать потребителей о
создании комиссий по приемке выполненных работ (оказанных услуг), тендерных
комиссий по выборам подрядчиков для выполнения работ (оказания услуг) в доме
потребителя и, при желании потребителей, включать в состав данных комиссий их
представителей.
Насколько это важно?
"С точки зрения экономики и бизнеса на данный момент в сфере ЖКХ
складываются очень интересные и нереальные для рынка взаимоотношения между
жилищно-эксплуатационными организациями (ЖЭС) и жильцами (потребителями услуг
ЖКХ)", - комментирует юрисконсульт объединения «Правозащита
потребителей» Владимир Новосяд. Сегодняшняя
практика такова, что жилец дома, являясь потребителем жилищно-коммунальных
услуг, платит, а ЖЭС тратит. Но куда, когда, на что идут деньги потребителя и
как качественно проводится работа, его подробно никто не информирует. Про
жильца, как заметил В. Новосяд в беседе с
корреспондентом "НБ", вспоминают в первых числах месяца и помнят до
25 числа, ожидая оплату за коммунальные услуги.
"Эксплуатирующие организации сами решат, что отремонтировать, когда,
кому и насколько качественно. Сами перед собой отчитаются и сами себя
похвалят, а для этого жилец не нужен! Внесенные поправки прекратят эту
практику", - считает В.Новосяд. По мнению
юриста, жилец, являясь заказчиком услуг ЖКХ, сможет эффективно контролировать
их качество, а ЖЭС будет стремиться угодить не вышестоящему руководству, а в
первую очередь жильцу.
Поправки, по мнению собеседника "НБ", приведут к более эффективному
расходованию денежных средств, снизят количество жалоб в органы власти и
позволят добиться более качественной работы исполнителей в сфере ЖКХ. Например, совместный контроль домовых счетчиков расходования
тепловой энергии, участие жильцов в выборе подрядчика и последующей приемке
выполненного ремонта кровли или подъезда позволит не только избежать
недоразумений между потребителями и исполнителями, но и послужит зарождению у
жильцов хозяйского отношения к своему дому и необходимости (целесообразности)
экономии и бережного отношения к общему имуществу.
Появление у жильцов права через своих представителей влиять на результаты
качество работ по обслуживанию дома может стать стимулом к созданию домовых
советов в домах государственного фонда, а так как в основном в этих домах
более 50% квартир находится в частной собственности, то и к дальнейшему
созданию товариществ собственников.
В свою очередь появление у жильцов многоквартирного жилфонда желания
участвовать в управлении своими домами создаст почву для создания
конкурентной среды в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг. А самоуправление
и конкуренция - это то, на чем основывается Концепции развития
жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на период до 2015 года.
Не будет у людей желания участвовать в управлении общим домом, не будет
конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг. Это в свою очередь объясняет
появление и самого законопроекта "О защите прав потребителей
жилищно-коммунальных услуг".
Напомним, что инициаторами-разработчиками законопроекта стали сами депутаты
Палаты представителей. Законопроект важный, внесен в план законопроектной
деятельности на текущий год, но будет ли он принят - не известно. Практика
показывает, что лишь очень ограниченная доля законопроектов, разработанных по
инициативе депутатов парламента, в конечном итоге была принята. Но, учитывая
актуальность принятия такого документа, есть вероятность, что его не
постигнет участь законопроекта об оценочной деятельности, который так и
остался проектом.
Напомним, что законопроект "О защите прав потребителей
жилищно-коммунальных услуг" определяет основные правовые,
организационные и экономические основы защиты прав потребителей ЖКХ-услуг, регулирует общественные отношения, возникающие
при предоставлении потребителю этих услуг на возмездной основе.
Кстати, на днях появилась информация о том, что проект редакции нового
Жилищного кодекса (ЖК), который был принят в первом чтении несколько лет
назад, уже почти готов к рассмотрению и принятию во втором чтении. Не
исключается вероятность того, что новый ЖК будет принят на открывшейся 2
апреля очередной сессии парламента. Причем целесообразность принятия этого
законопроекта объясняется тем, что в числе первых депутаты намерены принять
втором чтении проект закона "Об ипотеке".
В планах весенней сессии - также принятие нового Кодекса о земле, изменений и
дополнений в законы "Об особо охраняемых природных территориях" и
"О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и
сделок с ним".
Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ.
"Недвижимость Белоруссии"
|