ул. Максима Богдановича, дом 46

 

 

ЧТОБЫ ЖИЛЕЦ ЗНАЛ, ЗА ЧТО ПЛАТИТ

 

 

В Палату представителей Национального собрания РБ продолжают поступать предложения о внесении поправок в законопроект «О защите прав потребителей коммунальных услуг».

Поправки в проект закона «О защите прав потребителей коммунальных услуг» направило для рассмотрения в Палату представителей Городское общественное объединение «Правозащита потребителей».

 

В проекте предлагается предусмотреть пункт, согласно которому потребители жилищно-коммунальных услуг вправе направлять представителей домового совета или органа управления в состав комиссий, формируемых жилищно-эксплуатационными организациями (исполнителем) по приемке выполненных работ (оказанных услуг), в тендерные комиссии по выборам подрядчиков для выполнения работ (оказания услуг) в доме потребителя.
Также предлагается, чтобы исполнитель был обязан информировать потребителей о создании комиссий по приемке выполненных работ (оказанных услуг), тендерных комиссий по выборам подрядчиков для выполнения работ (оказания услуг) в доме потребителя и, при желании потребителей, включать в состав данных комиссий их представителей.

Насколько это важно?
"С точки зрения экономики и бизнеса на данный момент в сфере ЖКХ складываются очень интересные и нереальные для рынка взаимоотношения между жилищно-эксплуатационными организациями (ЖЭС) и жильцами (потребителями услуг ЖКХ)", - комментирует юрисконсульт объединения «Правозащита потребителей» Владимир Новосяд. Сегодняшняя практика такова, что жилец дома, являясь потребителем жилищно-коммунальных услуг, платит, а ЖЭС тратит. Но куда, когда, на что идут деньги потребителя и как качественно проводится работа, его подробно никто не информирует. Про жильца, как заметил В. Новосяд в беседе с корреспондентом "НБ", вспоминают в первых числах месяца и помнят до 25 числа, ожидая оплату за коммунальные услуги.
"Эксплуатирующие организации сами решат, что отремонтировать, когда, кому и насколько качественно. Сами перед собой отчитаются и сами себя похвалят, а для этого жилец не нужен! Внесенные поправки прекратят эту практику", - считает В.Новосяд. По мнению юриста, жилец, являясь заказчиком услуг ЖКХ, сможет эффективно контролировать их качество, а ЖЭС будет стремиться угодить не вышестоящему руководству, а в первую очередь жильцу.
Поправки, по мнению собеседника "НБ", приведут к более эффективному расходованию денежных средств, снизят количество жалоб в органы власти и позволят добиться более качественной работы исполнителей в сфере ЖКХ. Например, совместный контроль домовых счетчиков расходования тепловой энергии, участие жильцов в выборе подрядчика и последующей приемке выполненного ремонта кровли или подъезда позволит не только избежать недоразумений между потребителями и исполнителями, но и послужит зарождению у жильцов хозяйского отношения к своему дому и необходимости (целесообразности) экономии и бережного отношения к общему имуществу.
Появление у жильцов права через своих представителей влиять на результаты качество работ по обслуживанию дома может стать стимулом к созданию домовых советов в домах государственного фонда, а так как в основном в этих домах более 50% квартир находится в частной собственности, то и к дальнейшему созданию товариществ собственников.
В свою очередь появление у жильцов многоквартирного жилфонда желания участвовать в управлении своими домами создаст почву для создания конкурентной среды в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг. А самоуправление и конкуренция - это то, на чем основывается Концепции развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на период до 2015 года. Не будет у людей желания участвовать в управлении общим домом, не будет конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг. Это в свою очередь объясняет появление и самого законопроекта "О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг".
Напомним, что инициаторами-разработчиками законопроекта стали сами депутаты Палаты представителей. Законопроект важный, внесен в план законопроектной деятельности на текущий год, но будет ли он принят - не известно. Практика показывает, что лишь очень ограниченная доля законопроектов, разработанных по инициативе депутатов парламента, в конечном итоге была принята. Но, учитывая актуальность принятия такого документа, есть вероятность, что его не постигнет участь законопроекта об оценочной деятельности, который так и остался проектом.
Напомним, что законопроект "О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг" определяет основные правовые, организационные и экономические основы защиты прав потребителей ЖКХ-услуг, регулирует общественные отношения, возникающие при предоставлении потребителю этих услуг на возмездной основе.
Кстати, на днях появилась информация о том, что проект редакции нового Жилищного кодекса (ЖК), который был принят в первом чтении несколько лет назад, уже почти готов к рассмотрению и принятию во втором чтении. Не исключается вероятность того, что новый ЖК будет принят на открывшейся 2 апреля очередной сессии парламента. Причем целесообразность принятия этого законопроекта объясняется тем, что в числе первых депутаты намерены принять втором чтении проект закона "Об ипотеке".
В планах весенней сессии - также принятие нового Кодекса о земле, изменений и дополнений в законы "Об особо охраняемых природных территориях" и "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним".
Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ.
"Недвижимость Белоруссии"

 

 

 

 

Вернуться на главную страницу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© А.Булгаков 2010

 

Hosted by uCoz